Воскресенье, 19.05.2024, 09:15
Приветствую Вас, Гость

Укрощение жадности

Обидно, если на вашего малыша вешают ярлык жадины. В чем причины такого поведения?

Многие родители бы­вают встревожены, услышав из уст собственного ре­бенка фразу, подобную этой: „Мое! Не трогай! Не дам!”. Близкие удивляются: он ведь еще совсем маленький, а уже такой жадный!

Как же спра­виться с такой проблемой? А может быть, вообще не стоит беспокоиться и заострять на этом внимание? Попробуем вместе найти ответы на столь непростые вопросы. Жадность не является при­родным качеством и уж тем более не передается по на­следству. Откуда же она бе­рется в маленьких, неиспорченных существах?

По мнению психологов, у ма­лыша до трех лет чувство жадности отсутствует вовсе. Оно начинает проявляться позже, когда ребенок прини­мается строить взаимоотно­шения с окружающими, и обычно возникает лишь в ка­кой-то конкретной ситуации, по вполне определенной при­чине. Отчасти именно роди­тели „помогают” детям стать жадными. Наверняка боль­шинство мам и пап возразит: „Как же так! Я ведь учу ре­бенка быть щедрым и делить­ся с другими!”. Естественно, каждому родителю хочется, чтобы кроха вырос отзывчи­вым и добрым человеком. Но парадокс заключается в том, что именно стремление во что бы то ни стало сделать малыша совершенным во всем иногда приводит к неожиданным результатам.

Сам себе хозяин

На третьем году жизни кара­пуз начинает проявлять не­поддельный интерес к окру­жающему миру, в том числе к различным предметам и ве­щам. Многие из них ребенок воспринимает как нераздели­мое целое. Например, мами­на косметичка (лучше не тро­гать, мама рассердится), па­пин портфель (не нужно от­крывать, папа будет ругать­ся), бабушкины очки (нельзя брать, чтобы случайно не раз­бить и не огорчить бабушку). Именно в этот период своего уже осознанного существования малыш понимает, что то­же является настоящим соб­ственником. У него есть свои кроватка, стол, стул, чашка, игрушки, одежда. Вот только взрослые почему-то относят­ся с пренебрежением к его праву самому распоряжаться всеми этими вещами. Естест­венно, дитя вступает в нерав­ную борьбу за свои права: „Мое! Не трогай! Не дам!”. Тем самым малыш стремится отстоять себя и заявить о се­бе, как о личности.

Взрослые же зачастую при­нимают это за проявление жадности и активно начина­ют с ней бороться: „Дай де­вочке поиграть своей куклой, видишь, как она плачет! Нельзя быть таким жади­ной!”. Или: „Почему ты не даешь бабушке посмотреть твою новую книжку? Разве ты жадный?”. Кроха искрен­не не понимает, почему мама с папой, вместо того чтобы защитить его интересы, бро­саются на помощь соседско­му Пете или Сереже. Из-за этого у малыша появляются чувства обиды и недове­рия — его любят меньше, чем других. „Может быть, я пло­хой?” — рассуждает кроха. Возникает замкнутый круг — взрослые стараются научить ребенка делиться, а вместо этого малыш еще больше за­цикливается на своих вещах. Он уже ни в какую не хочет с ними расставаться.

Как разрешить непростую ситуацию? Наверное, стоит признать (хотя это и нелег­ко), что маленький челове­чек — такой же член семьи, как и остальные. Ребенок имеет те же права, что и взрослые, а именно: на ува­жительное отношение к себе и своей собственности.

Не стоит заставлять малыша делиться, если он этого не хочет. Невозможно насильно научить чему-то хорошему. Если же вы будете постоянно контролировать уровень до­брых чувств малыша, то не удивляйтесь, когда получите в ответ агрессию и бунт. Психологи полагают, что верный способ сделать ма­ленького человечка жад­ным — это заставлять его де­литься. Не принуждайте, пусть ребенок привыкнет к тому, что он хозяин своих ве­щей и им ничто не угрожает со стороны взрослых. Посте­пенно кроха научится (ко­нечно, не без помощи стар­ших) давать свои игрушки другим и играть вместе. Но для этого требуется время!

Разделить удовольствие

Все лучшее — ребенку! Несо­мненно, любой родитель ста­рается следовать этому не­гласному правилу. Но порой взрослые перебарщивают. Представим себе весьма рас­пространенную ситуацию. Ребенок радостно подбегает к вам со словами: „Мамочка, папа дал мне конфету! Хо­чешь кусочек?”. А вы на это: „Спасибо, милый! Кушай сам, мне ничего не надо”. Конечно, маму можно понять. Ей хочется, чтобы малыш по­лучил больше удовольствия от угощения. Однако, отказы­ваясь от угощения сегодня, завтра вы можете столкнуть­ся с тем, что карапуз уже твердо усвоил — маме ничего не надо, у нее все есть. И раз­ве ребенок будет виноват в том, что ему не приходит в голову поделиться с кем-то, если все его проявления ще­дрости ранее не находили от­клика у родителей?

Вряд ли стоит бояться, что сын или дочь недополучат лишний кусочек яблока или печенья. Согласитесь при­нять дар малыша. Это его по­радует, ведь приятнее разде­лить угощение с родителями, чем есть одному! А ведь имен­но благодаря положительным эмоциям крохе легче усвоить хорошую привычку!

Эмоции

Малыши намного эмоцио­нальнее и непосредственнее нас, взрослых. Свои чувства они выражают открыто и бесхитростно. Зачастую ре­бенок отказывается делиться с кем-то лишь потому, что относится к человеку с недо­верием, а то и враждебно. Ча­ще всего в эту категорию по­падают родственники — не­справедливо наказал папа, бабушка все время ругает и критикует и т. д. Обида и приводит малыша к отказу делиться чем-либо с кон­кретным человеком. Это форма детского протеста в сложившейся ситуации. Для начала стоит разобраться, что скрывается за негатив­ным поведением ребенка, а потом на него реагировать.

Трудно быть хорошим

Иногда ребенок не понимает, чего ждут от него родители. Увы, мы, взрослые, не всегда последовательны в вопросах воспитания.

Вчера малыш не дал прияте­лю по площадке поиграть своей машинкой, и мама ос­талась им недовольна. Сего­дня подарил самой красивой девочке в детском саду лю­бимого мишку, купленного папой, и родитель отругал его за это. Как же крохе разо­браться в сложном мире пра­вил и условностей, установ­ленных взрослыми?

Для начала родителям надо разобраться между собой, что же они хотят донести до ма­лыша и как это лучше сделать. Понятно, что жадность и пол­ное отсутствие инстинкта собственности — это крайно­сти. Необходимо найти золо­тую середину между ними, чтобы помочь малышу стать таким, каким мы хотим его ви­деть. Обозначив ребенку не­которые границы поведения, нужно показывать и объяс­нять, что такое хорошо и что такое плохо. Но чтобы ребе­нок поверил, родители долж­ны подкрепить все личным примером. Иначе малыш вам просто не поверит. И напосле­док: дети — это наше зеркало, часто они всего лишь отража­ют нас. Подумайте об этом.